Меню
Виртуальные обнимашки:
инструменты для развития программы благополучия сотрудников
«Каждый HR желает знать, как достичь wellbeing» - такое правило мы в Brand Lovers вывели путем многочасового общения с клиентами за последний год.
По данным исследования компании Antal, в пандемию около четверти компаний (24%) из числа опрошенных задумалось о внедрении специальных программ, направленных на поддержку благополучия сотрудников. А у 66% респондентов такие программы уже существовали или стартовали в 2020. Большинство из них нацелено на стимулирование лояльности и удержание сотрудников, а также на поддержание баланса между работой и личной жизнью.

Источник: результаты исследования Antal Russia

Безусловно, всеобщая удаленка стала тем самым толчком, который запустил изменения в корпоративном сознании, в том числе в головах собственников и топ-руководителей в самых разных отраслях. Несмотря на то, что wellbeing или, по-русски благосостояние, чужд российской корпоративной культуре, которой свойственен контроль и извлечение максимальной продуктивности и прибыли (вспомним «пятилетку за три года»), изменения уже начали происходить.

Благодаря взрывному развитию технологий, доступу к информации, люди становятся более разборчивы и избирательны. Современное поколение – зумеры – обращают больше внимания на возможности для развития и комфортную среду, чем на уровень заработной платы. Как следствие, wellbeing-программы могут и должны стать тем самым конкурентным преимуществом на современном высококонкурентном рынке труда.

За прошлый год почти все крупные компании сделали первые шаги в направлении программ благополучия: кто-то продолжил улучшать и развивать существующие решения, кто-то обновил и актуализировал инструменты, а кто-то только начал этот долгий и извилистый путь.

В этой статье мы хотим поделиться с вами тремя цифровыми инструментами, которые помогут вам на любом этапе внедрения wellbeing-проектов. Важно отметить, что все упомянутые инструменты универсальны и могут быть использованы для решения других задач, однако в данном материале мы рассмотрим их в разрезе повышения уровня благополучия сотрудников.
HR-АНАЛИТИКА ИЛИ ПУЛЬС-ОПРОСЫ
Начнем наш обзор не с самого распространённого в России, но при этом крайне востребованного и эффективного инструмента – HR-аналитики. И мы сейчас говорим не о кадровых программах и даже не о более сложных интеллектуальных решениях типа CRM-систем, которые позволяют анализировать разные HR-блоки (текучесть, средний трудовой стаж, уровень зарплат и т.д.).

Речь пойдет об HR-системах, которые позволяют в буквальном смысле «держать руку на пульсе» изменений в компании. Основанные на принципе коротких опросов и вооруженные искусственным интеллектом системы собирают обратную связь сотрудников в анонимном режиме, а затем формируют результаты в виде информационных панелей, на которых отражаются основные показатели: вовлеченность, благополучие, выгорание, инклюзия и другие.

Эти данные сравниваются со стандартами, установленными для отрасли. Затем даются рекомендации по оптимизации вовлеченности персонала через улучшение отстающих драйверов, либо драйверов с наибольшим потенциалом влияния на вовлеченность персонала. Далее для работы по каждому из драйверов предлагается план действий, а в некоторых системах и набор образовательных статей и видеороликов из библиотеки.

Некоторые системы предоставляют возможности для диалога между сотрудником и руководством, сохраняя при этом анонимность. Используя окно чата или мгновенные реакции, руководитель может дать обратную связь респонденту, а также выработать план действий для своего подразделения или компании в целом.

Более того, такие системы могут определять уровень выгорания сотрудника не только анализируя его ответы на опросник, но и отслеживая рабочее время, а также оценивая частоту и тональность ответов в почте. Своеобразные «тревожные звоночки», которые покажет система, могут помочь руководителю предотвратить увольнения и конфликты в коллективе, при условии активного вовлечения самого менеджера в процесс.

Таким образом, инструмент позволяет решать проблемы более системно и глубоко, усиливая и дополняя стандартный набор: ДМС, лекции, спортивные активности.
ЧАТ-БОТ
В сферу HR автоматизированные помощники вошли довольно давно. Они успешно поддерживают такие сценарии, как: первичные и выходные интервью, заказ пропусков и ответы на самые часто задаваемые вопросы.

По оценкам компании WhosOn, занимающейся разработкой корпоративных ботов, сейчас чат-боты по поддержке благополучия сотрудников находятся на пике популярности. Во-первых, это обусловлено развитием и эволюцией технологий чат-ботов в целом. По мере того, как компании внедряют ботов в клиентский сервис, люди все больше привыкают к взаимодействию с виртуальными помощниками. Во-вторых, чат-боты становятся умнее и способны взаимодействовать с нами благодаря машинному обучению и обработке естественного языка. Поэтому неизбежно, что люди ищут новые способы их использования.

Теперь объединим развитие ботов с повышением осведомленности о психологическом здоровье и благополучии и получим идеальное совпадение. Все больше людей обращаются за помощью к квалифицированным специалистам – психологам и психотерапевтам. Это создает нагрузку на рынок психологических услуг, а спрос и цены начинают расти.

В результате людям приходится долго ждать или платить баснословные деньги, чтобы получить профессиональную помощь. В корпоративной среде чат-боты могут стать альтернативой офисному психологу или психологической помощи по ДМС, они смогут снять первичный запрос, уточнить жалобы и дать практические рекомендации.

Существенным плюсом, особенно в наших реалиях, является то, что чат-боты – это самый простой и доступный путь к психологической помощи. Сотруднику не нужно записываться на прием, краснеть и волноваться от того, что ему придется «открыть душу» перед незнакомым человеком или опасаться того, что информация каким-либо образом станет известна руководству. Чат-бот позволяет сформировать здоровую привычку и дестигматизировать страхи и предрассудки, связанные с обращением к психологу.

В России wellbeing-ботов пока не так много, однако интерес к ним растет. В числе самых популярных можно выделить три сценария:
1
Трекер здоровых привычек
Бот напоминает о том, что надо размяться, попить воды и вовремя закончить рабочий день.
2
Бот-собеседник
Чат-бот обеспечивает поддержку пользователей, вовлекая их в разговор в те моменты, когда они чувствуют себя плохо. Окно чата становится тем местом, где можно высказывать опасения, тревоги и навязчивые мысли. Некоторые чат-боты могут давать рекомендации или инструменты (от медитации до умственных упражнений и самопомощи), чтобы помочь пользователям справиться с негативными мыслями.
3
Бот-дневник
Чат-бот может выступать в роли дневника и помогать пользователям отслеживать свое настроение, прогресс и мысли. Позже это может помочь выделить тенденции или триггеры, которые влияют на благополучие пользователя.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
В качестве завершающего инструмента нашей подборки мы выбрали интерактивный онлайн-календарь, который можно использовать для тематических активностей или внедрить на целый год. Такой календарь представляет собой виртуальную страницу с окошками, за каждым из которых скрыта определенная активность: обучающее видео или статья, тест или опрос, челлендж или конкурс.

С точки зрения продвижения темы благополучия этот инструмент довольно эффективен, поскольку позволяет охватить сразу все направления. Современные эксперты выделяют 5 факторов, влияющих на благополучие сотрудников:
1
Физическое здоровье
2
Душевное или психологическое равновесие
3
Финансовая грамотность и благополучие
4
Здоровое окружение и возможности для социализации
5
Комфортные условия труда и карьерные перспективы
Неоспоримыми преимуществами интерактивного календаря являются: доступность с любого устройства, в любой точке мира, а также элемент геймификации (это детское любопытство – что ждет меня в следующем окошке). Соответственно, вовлечение в активность будет значительно выше в сравнении с классическими рассылками, днями здоровья и лекториями.

Мы в Brand Lovers рекомендуем внедрять календарь поступательно: сделать пилотный запуск на две недели или месяц, оценить затраченные ресурсы и эффективность и лишь после этого «раскатывать» проект на более долгий срок.

Подводя итог, подчеркнем, что wellbeing-инициативы только приходят на российский рынок, и 2021 год станет своеобразной взлетной полосой для их запуска. По нашему убеждению, интерес к программам благополучия не пойдет на спад после пандемии, поскольку многие компании останутся в удаленном режиме, а кто-то перейдет на гибридный формат. Кроме того, COVID внес значительные коррективы в наше отношение к работе и заставил переосмыслить многие ценности: на первое место выходит здоровье (во всех его смыслах: физическом, психологическом и социальном).

Объединив два тренда – цифровизацию и wellbeing – вы сможете достичь целей меньшими ресурсами и в короткие сроки. Цифровые инструменты не только помогут снять с вас рутинные задачи, но заложат фундамент для внедрения и развития следующих digital-решений, как в HR, так и в других подразделениях компании.