Внутриком: сквозь время
Мы уже в 2022 году. На этом моменте остановитесь, сделайте глубокий вдох и осознайте: мы в 2022! Если вдуматься, звучит как будущее, и да – оно уже наступило.

Бизнес, как и любая сфера нашей жизни, подвижна и подвержена изменениям. Какими бы сложными ни были времена, мы не имеем права оставаться в стагнации и откладывать на потом необходимые изменения. Давайте совершим небольшое путешествие во времени: окунемся в прошлое, посмотрим со стороны на нынешнее положение вещей, заглянем в будущее внутрикома.

Каким внутриком был 10 лет назад?

То, что сейчас кажется суперсовременным и модным, уже через год станет историей. Раньше мы жили в других реалиях и использовали актуальные на тот момент инструменты. Опирались на офлайн, так как все бизнес коммуникации происходили в основном лично. Помните, как на встречу с партнером из другого города приходилось летать в короткие командировки, а чтобы назначить общую встречу и обеспечить явку хотя бы 50%, приходилось организовывать встречу за месяц?

А вот и чекбокс «из прошлого» – узнаете свои проекты?
  • корпоративы, тимбилдинги;
  • ежемесячные электронные и печатные СМИ;
  • запуск интранета;
  • рассылки с корпоративными новостями;
  • конференции, выступления топ-менеджеров.
«Я за то, чтобы анализировать в первую очередь себя, нежели заниматься рефлексией, что мы делаем всё правильно, а остальные нас не понимают».

Мария Реутская,
менеджер по внутренним коммуникациям компании Servier

Как внутриком выглядит в наше время?




За 10 лет роль внутренних коммуникаций значительно возросла, а за последние 2 года это направление стало самой настоящей необходимостью. 80% представителей бизнеса подтвердили переоценку роли внутрикома во время пандемии.

Из-за соцсетей в разы выросла частота коммуникаций, сейчас это почти внутренние информагентства: раньше ждали выпуск бюллетеня раз в месяц, сейчас 3 ad-hoc поста в телеграм канале. Конечно, качество контента при этом тоже немного просело. На помощь внутрикому пришли маркетинговые силы и event-агенства, сильные в креативе, но не в специфике направления.
«Сейчас стоит задуматься — не слишком ли мы много делаем того, что сотрудникам совсем не надо?»

Александр Степанов,
директор по организационному развитию, управлению персоналом и сервисной поддержке, «Ростелеком контакт-центр».

Мы стараемся смотреть сквозь проблемы, но давайте будем честны: пандемия и мировой кризис повлияли на каждого из нас. Теперь это и есть новые реалии, наша база, на которой мы строим коммуникации. А вот и элементы, с которыми мы имеем дело прямо сейчас:
  • Полноценный интранет и диджитал воркплейс;
  • Полный переход в онлайн;
  • Геймификация;
  • Отсутствие инфоповодов и редкий ad hoc контент;
  • Формулирование EVP и ценностей;
  • Видеоконтент;
  • Мобильные инструменты и соцсети;
  • Борьба за внимание в перегруженном инфополе;
  • Удержание кадров и wellbeing программы.
«Для людей даже сейчас важно и живое офлайн общение, и онлайн-формат. Им необходим баланс».

Ирина Жуйкова,
начальник Управления социальных и благотворительных программ компании «Норникель».

2022 год станет годом внутренних коммуникаций, вот увидите! Мы находимся на пике – уже почти все знаем о бизнесе и научились применять тысячи различных инструментов. Пришло время подчинить их единой стратегии.
Каким будет внутриком будущего?





«Кризис есть, но он не отрицательный, а положительный.
Просто мы осознаем это позже».


Александр Степанов,
Директор по организационному развитию, управлению персоналом и сервисной поддержке, «Ростелеком контакт-центр».

Уже сейчас в обучение и коммуникации идут профессиональные редакции, раньше они все фокусировались на внешнем брендинге. А что, если история циклична, и мы вновь возвращаемся к упрощению и наращению качества? Законспектировали все выступления экспертов внутрикома и выделили следующие поинты, которые ждут нас в будущем:
  • Стратегический подход;
  • Омниканальность – платформа, соцсети, мессенджеры и другие актуальные линии;
  • Разделение контента и форматов коммуникации для разных поколений;
  • Глобализация;
  • Меньше, но больше (принцип 80/20) – сокращение объема и частоты коммуникации, только качественный контент;
  • Внутренние коммуникации – полноценное направление бизнеса;
  • Кастомизация и таргетированные новости.
Мы также решили спросить мнения экспертов-практиков, которым доверяем больше всего – наших клиентов и партнеров. Делимся с вами их прогнозами!
  • Ольга Емельянова
    Руководитель отдела по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре, МойОфис
    «Моя формула внутрикома будущего – бизнес + забота + автоматизация. Именно в таком порядке и в разумных дозировках. Сейчас большинство команд нашей сферы нацелены в основном на wellbeing и удовлетворение всех мыслимых и немыслимых потребностей внутреннего клиента на работе и дома. Борьба за лояльность не прекращается. И это понятно, в IT-сфере многие бенифиты стали базой и перешли в список обязательного мотивационного пакета. Но давайте не забывать, что в любой нашей манипуляции, подарке, рассылке, мероприятии должны решаться и задачи бизнеса. Поэтому я считаю, что будущее внутрикома в стратегии (не только привычные механизмы в работе и выполнение задач, но и смена мышления и подходов), разумной дозе заботы (куда же без нее) и автоматизации процессов. В части последнего отличными помощниками могут стать таргет и big data, когда искусственный интеллект помогает нам направлять нужное сообщение нужной целевой аудитории. Проанализировав предпочтения людей, мы можем создать комьюнити по интересам, а для миллиона ручных операций есть понятные и простые алгоритмы автоматизации (и я не про чат-боты, которые всем уже порядком надоели).Так команда может немного сбавить темп и подумать о глобальном :)»
  • Елена Ветрова
    Начальник отдела внутренних коммуникаций и корпоративной культуры дирекции по персоналу и организационному развитию, издательская группа «ЭКСМО-АСТ»
    «Сейчас мы видим ситуацию, которая со временем будет только усиливаться: когда внутри одной компании работают представители разных поколений, каждое из которых несет свой культурный код. И в этой ситуации внутренний коммуникатор становится неким культурным переводчиком, который должен с каждым говорить на его языке и помогать всем понимать друг друга. Мы боремся за внимание сотрудников не только с другими работодателями, но и с массой цифрового контента, через поток которого нужно суметь пробиться со своим мэсседжем. Поэтому, чтобы быть успешным внутрикомом будущего, учимся максимально раскрывать сознание для всех социо-культурных тенденций, использовать их на благо компании и, конечно, осваивать все новые и новые способы коммуникаций, чтобы выстроить эффективный диалог с каждой из целевых аудиторий».
  • Наталья Сальникова
    Руководитель отдела корпоративной культуры и внутренних коммуникаций компании СДЭК.
    «Думаю, что через 5 лет специалисты по корпоративной культуре и коммуникациям будут все больше превращаться в «HR-бренд директоров».
    Если сейчас во многих российских корпорациях этот человек транслирует и внедряет идеологию компании «сверху-вниз», плюс организует корпоративный event, занимается социальными проектами компании и корпоративным мерчем, то через 5 лет акценты сместятся в сторону реальной коммуникации между бизнесом и потенциальными соискателями (амбассадор HR-бренда), руководством и сотрудниками. Пропаганды и идеологии станет меньше, аналитики и маркетинга – больше.

    Кроме того, многие компании уже сейчас хотят от внутрикома решения задач по корпоративному коучингу и медиации конфликтов в командах. Что-то вроде корпоративного психоаналитика :)
    Так что точно пригодятся более серьезные знания маркетинга и психологии. А также лидерские компетенции – чтобы управлять культурой и HR-брендами целых корпораций».
  • Дмитрий Адушев
    Эксперт по корпоративной культуре и оргдизайну, топ-менеджер, спикер.
    «Чтобы понять, куда именно двигаются внутренние коммуникации и какое будущее ждёт внутрикомов, необходимо осознавать: сейчас компании и корпорации проживают очень непростой период трансформации от одного уровня культуры к другому. Мы все идём к культуре будущего — она подразумевает открытую коммуникацию между людьми на всех уровнях. Компании становятся экосистемами, в которых главный навык любого сотрудника — это построение партнёрства, а партнёрство невозможно без диалога.

    И в этих условиях внутриком будущего — это человек, который налаживает диалог. Мы окончательно забываем про образ мальчика или девочки, которые развлекают сотрудников на корпоративах и пишут какие-то рассылки. Внутриком — это многофункциональный работник, который ведёт структурный и понятный диалог между всеми сотрудниками, используя любые каналы связи. Главное, он обладает навыками построения коммуникаций: решения конфликтных ситуаций, вовлечения людей, создания единых ценностей и смыслов и трансляции их каждому. Фактически - сотрудник внутренних коммуникаций будущего, это модератор диалога внутри и во вне компании».
  • Екатерина Шевченко
    Руководитель направления внутренних коммуникаций МВС груп
    «Мне кажется, внутриком все больше будет становиться хорошим корпоративным психологом. Он может найти подход к любому сотруднику, а также понимает, как управлять групповыми процессами и изменениями. Также сейчас все более актальной становится тема баланса работы и жизни, поэтому будущее за всем, что связанно с программами wellbeing».
В качестве заключения поделюсь собственными мыслями. А что если через 5 лет исчезнет такое направление как «внутриком»? Все коммуникации и HR-функции сложатся в единую систему, которая будет работать слажено и вести сотрудника от и до. Для любого сценария будет готов алгоритм действий, а вместо скопа кросскомандных проектов будет реализовываться единая стратегия. Конечно даже в самых ярких фантазиях мы не смеем мечтать о полной бесшовности, но в нашем деле она и не нужна – мы люди и работаем для людей. Идеальность стирает человеческий облик, а за нашей функцией должны видеть в первую очередь такого же человека, а не машину по выполнению KPI.

Я верю, что в 2027 году мы оглянемся на секунду назад и скажем: «это было сложное время поиска и сонастройки, а теперь мы можем двигаться вперед, развиваться с новой силой. Как хорошо, что мы вложили так много в это важное направление тогда, 5 лет назад! Каждое решение, каждое действие приближало нас к нынешнему слаженному механизму».

Да, будет сложно, но очень интересно. Вам не одним предстоит пройти этот путь. Вы знаете, к кому всегда можно обратиться за поддержкой!

Искренне ваша,
Иоланта Саркисян
При подготовке статьи использовались материалы:
Intercomm Media
Ривелти Интранет